среда
11 июля 2012г.

Английская версия


Экспертное заключение о вероучении и практике деятельности религиозного объединения "Фалуньгун"
31.01.2008


"Государство и Религия в России"
(www.state-religion.ru)

Предметом настоящего экспертного заключения является вероучение и практика деятельности религиозного объединения "Фалуньгун" (религиозного объединения последователей Ли Хунчжи).
Религиозное объединение "Фалуньгун" было образовано отставным военным Ли Хунчжи в Китае в начале 1990-х годов. Ли Хунчжи родился в северо-восточной провинции Китая Жилинь. По его словам, он родился 13 мая 1951 г., когда празднуется день рождения Будды Гаутамы. Среди своих последователей он распространяет идею о том, что будто бы он живет гораздо больше, чем обычные люди, чуть ли ни сотни лет. Китайские власти утверждают, что в действительности датой его рождения было 7 июля 1952 г.
В 1992 г. организация "Фалуньгун" была зарегистрирована, как сказано в материалах организации, в Китайском исследовательском обществе Цигун. Руководство "Фалуньгун", учитывая массовое увлечение китайского населения гимнастическими комплексами системы Цигун, укорененность психофизических систем, подобных Цигуну, в китайской культуре, вначале сделало ставку на спекуляции вокруг своего отождествления с данной системой самосовершенствования. Руководство объединения неоднократно заявляло, что численность их последователей только в Китае составляет десятки миллионов человек, относя к таковым всех, кто интересуется и увлекается Цигуном. В печатных изданиях и на интернет-страницах объединения говорится, что "сегодня более 100 миллионов практикующих "Фалуньгун" в более 40 странах мира" (в других источниках – в 30 странах).

Это не имеет отношения к действительности, зато вполне соответствует устоявшейся практике приписывания религиозными новообразованиями (кришнаитами, адептами "Брахма Кумарис", "Аум Синрике" и пр.) себе несуществующих "миллионов адептов". Реально число адептов "Фалуньгун", по крайней мере, на несколько порядков меньше.

В 1996 году Ли Хунчжи вывел свою организацию "Фалунь Дафа" из Китайского исследовательского общества Цигун, мотивировав это тем, что "цель Фалунь Дафа "изначально вести людей на высокие уровни", и отличается от других школ Цигун, которые были сфокусированы на излечении болезней и оздоровлении организма, и на проявлении сверхъестественных сил и способностей".
За этим утверждением можно видеть решение лидера секты преобразовать свое объединение из формы одной из бесчисленных "школ самосовершенствования" в "новую религию" оккультно-мистического типа.
После публикации книги "Чжуань Фалунь" в конце 1994 г. Ли Хунчжи начал распространение своего вероучения и за пределами Китая, совершая миссионерско-пропагандистские поездки по зарубежным странам (Австралия, азиатские и европейские страны, Канада, США). С 1996 года и по настоящее время Ли Хунчжи проживает в США, пользуясь защитой и поддержкой правительственных структур этой страны, использующих религиозную организацию "Фалуньгун" в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела Китая.

Во многом в связи с этим в июле 1999 г. организация "Фалуньгун" была запрещена в Китае. С того времени многие руководители и активные функционеры организации подверглись уголовному преследованию, что, исключая отдельные случаи нарушения прав человека, необходимо признать оправданным, учитывая антисоциальную и антигосударственную направленность вероучения и практики религиозного объединения "Фалуньгун", а также суицидную и противоправную направленность его деятельности.

В июле 1999 г. китайские власти запретили организацию "Фалуньгун" и выписали ордер на арест Ли Хунчжи, обвиняя его в организации незаконных демонстраций, но арестовать его не удалось из-за того, что он скрылся в США. 14 июля 1999 г. Ли Хунчжи был заочно приговорен в Китае к смертной казни за мошенничество и присвоение чужой собственности. Однако на неоднократные требования Китая выдать Ли Хунчжи правительство США отвечало отказом. Из США Ли Хунчжи продолжает руководить своей религиозной организацией и распространять свое религиозное учение.

В России религиозное объединение "Фалуньгун" действует с конца 1990-х годов. В феврале 2001 года в г. Москве состоялась так называемая презентация "Фалуньгун".

23 января 2001 г. на площади Тяньаньмэнь в Пекине несколько адептов "Фалуньгун" совершили акт самосожжения. 16 февраля 2001 г. адепт "Фалуньгун" Tan Yihui облил себя бензином и публично сжег заживо на одной из пекинских улиц. 1 июля 2001 г. осуществил самоубийство другой адепт "Фалуньгун" в Китае - Luo Guili. Руководство "Фалуньгун" заявило, что это - полицейские провокации китайских властей, и отказалось признать, что погибшие принадлежали к их организации.

Китайская сторона предоставила международной общественности доказательства причастности самоубийц к "Фалуньгун" и объявила об иных случаях суицида адептов "Фалуньгун" (через самосожжение, самоповешение и др.), а также данные о множестве фактов совершения по религиозным мотивам фанатиками "Фалуньгун" умышленных зверских убийств своих родных и близких (Wu Deqiao, убивший свою жену; Wang Xuezhong, убивший своего отца, увидев в нем "демона"; Zhu Changjiu, убивший своих родителей; Tong Yan, убившая свою шестилетнюю дочь Xu Che и многие другие).

По данным китайских властей, только по состоянию на 1999 г. было зафиксировано свыше 500 случаев душевного помешательства, самоубийств, необъяснимых преступлений на бытовой почве с участием членов организации "Фалуньгун". В СМИ приводились данные о том, что организация "Фалуньгун" причастна, в общей сложности, к гибели свыше 1700 человек. Китайская сторона неоднократно предоставляла международной общественности неопровержимые доказательства преступной деятельности организации "Фалуньгун", которые были проигнорированы под давлением США, стремящихся использовать события вокруг "Фалуньгун" для давления на китайские власти в политических целях.

Вероучение религиозного объединения "Фалуньгун" носит наименование Фалунь Дафа ("Великий закон Фалунь"). Такое же название носит система психофизических упражнений, тренингов и религиозных ритуалов, практикуемая в этом объединении.

Сравнительный религиоведческий анализ вероучения, принятого в религиозном объединении "Фалуньгун" показывает, что оно представляет собой синкретическую (искусственно составленную из заимствованных из различных источников компонентов) систему, соединяя фрагменты представлений и понятий, характерных для буддизма, индуизма, даосизма, религиозного оккультизма ("иерархии", "Учителя" и т.п.) и фрагментов, разработанных лидером объединения – "учителем" Ли Хунчжи. Вероучение религиозного объединения "Фалуньгун" изложено в книге Ли Хунчжи "Китайский Фалуньгун", а также в ряде других его книг, в распространяемых адептами "Фалуньгун" проповедях Ли Хунчжи, в том числе в виде аудио- и видеозаписей выступлений Ли Хунчжи.

Руководители и адепты "Фалуньгун" постоянно подчеркивают, что их движение является не религией, а "духовной практикой", что их последователи могут принадлежать к любой религии: "Фалуньгун не является ни религией, ни сектой: в нем нет храмов, нет ритуалов, нет духовенства или священников, и нет званий". Вместе с тем, в книгах Ли Хунчжи говорится, что объединение "Фалуньгун" преследует цели религиозного "спасения" людей: "…мы по-настоящему наставляем людей на высшие уровни иерархии, то есть спасаем людей". В вероучительных источниках объединения не скрывается, что объектом воздействия пропаганды и техник "Фалуньгун" являются человеческие души: "Закон Будды Фалунь прямо направлен на душу человека… Это полный метод самосовершенствования и души и тела".
В действительности, "Фалуньгун" является структурированным религиозным объединением с жесткой организационной иерархией ("практикующиеся", "консультанты", лидер секты), в объединении не допускается никакое свободомыслие, религиозная свобода.

В составленных самим Ли Хунчжи наставлениях и требованиях к рядовым адептам и функционерам объединения ("консультантам"), в частности в "Требованиях, предъявляемых к консультантам по Великому Закону Фалунь", указано: "2. Консультант должен быть человеком, практикующим только по Великому Закону Фалунь. Если он еще учится другим гунфа (здесь – другие школы и "пути" самосовершенствования, другие религии, учения и т.п., – прим. авт.), то он автоматически исключается из учеников и консультантов Великого Закона Фалунь". В "Правилах для практикующихся по Великому Закону Фалунь" говорится: "Практикующим запрещается вести пропаганду других религий, связывая их с самосовершенствованием по Великому Закону Фалунь". Попытки навязать точку зрения, что "Фалуньгун" не является религиозным объединением, представляют собой сокрытие религиозного характера ее деятельности, направлены на обманное вовлечение в данное религиозное объединение новых членов.
Анализ вероучения Фалунь Дафа и практики деятельности религиозного объединения "Фалуньгун" позволяет сделать вывод, что "Фалуньгун" - это религиозное объединение, по ряду признаков, выделяемых отечественными и зарубежными специалистами (Е.Н.Волков, Н.А.Трофимчук, Ю.И.Полищук, Ф.В.Кондратьев, И.В.Метлик, Л.Н.Митрохин, Ф.Г.Овсиенко, Дж.Макдауэлл, У.Мартин, М.Сингер, Д.Стюарт, С.Хассен), относящееся к деструктивным религиозным объединениям (сектам). К таким признакам специалисты относят: синкретическое, строго не установленное, "подвижное" вероучение, позволяющее лидеру (лидерам) манипулировать рядовыми адептами; исключение моральной оценки деятельности лидера (лидеров) со стороны рядовых адептов; пропаганда абсолютной исключительности и абсолютного "совершенства" своего религиозного объединения и своего учения при использовании авторитета традиционных религий; запугивание людей, отказывающих присоединиться к секте угрозой немедленного или неминуемого "уничтожения", воспитание у адептов неприязни к внекультовому социуму; пропаганда и навязывание отказа от рациональности, логики, разрушение в адептах способности рационального мышления.

В материалах религиозного объединения "Фалуньгун" утверждается, что учение Фалунь Дафа носит качественно новый характер, что данное учение значительно превосходит все, что существует в общечеловеческой культуре в области религии: "Хотя учение Фалунь Дафа содержит некоторые выражения, подобные тем, что используются в Буддизме и Даосизме, оно не является ветвью Буддийской религии, так же как Тайцзы не является ветвью Даосской религии, и Хатха Йога не является ветвью Индуизма", причем "выдающиеся особенности" нового учения формулируются предельно абстрактно: "Основным компонентом практики Фалуньгун является изучение высших принципов "Истины, Доброты и Терпения"".

Подчеркивается исключительность вероучения религиозного объединения "Фалуньгун". Говорится, что это учение, якобы, превосходит и "отменяет" все иные мировоззрения: "…Фалунь Дафа принципиально полностью отличается от традиционных способов самосовершенствования, от учения о вырабатывании дань в различных системах и школах"; "Фалуньгун является методом системы Будды, но содержание его далеко превысило сферу системы Будды, он закаляет целую Вселенную. Раньше совершенствовались в системе Будды – говорили только о принципах системы Будды; совершенствовались в системе Дао – говорили только о принципах Дао. Никто исчерпывающе не объяснил сущность Вселенной".

Таким образом, утверждается универсальность нового учения, его абсолютное превосходство даже над теми религиями, которые указываются в качестве "приманки" для адептов на ранних стадиях их вовлечения в культ. В данном случае, это традиционные религии Китая и ряда стран Азии - буддизм и даосизм. Авторитет этих традиционных религий используется для того, чтобы привлечь человека в секту, а затем сформировать убеждение о несостоятельности всех мировоззрений, кроме учения, принятого в данном культе, о неспособности современного человечества "понимать мир" без данного нового учения и данной культовой организации:

"Познания современного человечества могут выяснить лишь чрезвычайно поверхностные явления, крайне далекие от подлинного понимания истинного положения Вселенной. Некоторые даже не осмеливаются взглянуть фактам в лицо, не осмеливаются затронуть и признать факты объективно существующих явлений, потому что эти люди слишком консервативны, не хотят менять свои традиционные концепции мышления. Полностью раскрыть тайны Вселенной, времен-пространств, человеческого тела может только "Закон Будды". Он может отличить подлинное добро от подлинного зла, хорошее от плохого, искоренить все нелепые взгляды и установить правильные рассуждения… Если бы человечество смогло заново познать себя и Вселенную, изменить свои застойные концепции, то оно совершило бы великий скачок"; "Мы совершенствуемся прямо на основном свойстве Вселенной и, в конце концов, достигнем слияния со Вселенной"; "Но где ты найдешь настоящего мастера цигун? Если ты нарвешься на псевдомастера, то он тут же тебя погубит. Мы говорим, что ты еще не в состоянии различить, кто настоящий, а кто псевдомастер. Многие мастера цигун сами присвоили себе звание.

Я прошел через экспертизу специалистов, у меня есть документы экспертизы, произведенной научно-исследовательскими учреждениями. Как я уже сказал, многие псевдомастера сами присваивают себе звания мастера цигун. Аферисты повсюду. Такие псевдомастера тоже лечат заболевания. А почему они могут лечить? Потому что они одержимы нечистым духом, который помогает им обмануть людей".
Для новых религиозных объединений деструктивной направленности ("Агни-Йога", "Брахма Кумарис", "Общество Сознания Кришны", "Свидетели Иеговы" и др.) характерным является выработка у адептов убеждения в том, что вся современная культура, весь социальный и духовный опыт человечества ныне являются несостоятельными и только в данной секте человек способен получить правильное понимание мира и "спасение". Осуществляется легендирование истории культа, который, якобы, существовал с незапамятных времен и ныне "открыт" для людей в лице лидера или руководства данной новой религии.

Выводы.

1. Анализ учения религиозного объединения "Фалуньгун", характера психологических установок, взглядов, отношений и убеждений, формируемых у последователей данного религиозного объединения, дает основания характеризовать объединение "Фалуньгун" как деструктивное (асоциальное) религиозное объединение, представляющее опасность для личности, общества и государства. Выработка у членов религиозного объединения "Фалуньгун" негативного отношения к людям вне их объединения, некритической преданности лидеру, полной управляемости, психологической зависимости от очевидно абсурдных взглядов и представлений, пропаганда аморализма и неполноценности людей по признаку отношения к религии являются экстремистскими проявлениями, представляющими социальную опасность, нарушающими права человека.
 

2. Деятельность религиозного объединения "Фалуньгун", в том числе распространение указанным объединением печатных, аудио- и видеоматериалов, содержание которых направлено на возбуждение религиозной вражды и пропаганду неполноценности и геноцида граждан по признаку отношения к религии, является, в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", экстремистской деятельностью. В соответствии со ст. 282, 2821 и 2822 Уголовного кодекса Российской Федерации, ст. 3, 7, 9, 10, 14 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", в соответствии с п.1 ч.1 ст.12 и ст.14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", религиозные объединения "Фалуньгун" не подлежат государственной регистрации, уже зарегистрированные религиозные организации "Фалуньгун" подлежат ликвидации в судебном порядке, деятельность всех религиозных объединений "Фалуньгун" должна быть приостановлена, а в дальнейшем запрещена в судебном порядке, при этом руководство указанного экстремистского объединения должно быть привлечено к уголовной ответственности.

Полный текст заключения Понкина И.В. см. на сайте "Государство и Религия в России"
Источник - Государство и Религия в России
Постоянный адрес статьи - http://centrasia.org/newsA.php4?st=1078758780

кандидата юридических наук И.В.Понкина от 17 августа 2003 г. о вероучении и практике деятельности религиозного объединения "Фалуньгун" (последователей Ли Хунчжи)
 
Разработка LasPavel