среда
11 июля 2012г.

Английская версия


Условия надлежащего лечения наркозависимых детей и подростков специально подготовленными для ...
31.01.2008

АКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Заключение специалиста
На разрешение экспертизы поставлены следующие вопросы:

1. Находилась ли группа людей, собравшихся на Фестиваль Иисуса, проводимый харизматическими религиозными организациями 26 (17:00) и 27 (10:00 и 17:00) апреля 2002 г. в г. Запорожье на стадионе «Торпедо», в эмоциональном состоянии, существенно влияющим на их поведение? 2. Является ли возможным, возникновение впоследствии психической патологии у адептов при постоянном посещении подобных мероприятий? 3. Какими способами достигалось влияние на группу? 4. Имело ли влияние оказываемое на группу характер психологического насилия, манипулирования (психологического принуждения к согласию с навязываемыми установками) и контроля сознания? 5. Если да, то было ли оно используемо с целью психологического принуждения к финансовым пожертвованиям?

Прежде всего к группе мы относим двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как "мы". Именно взаимодействие друг с другом является определяющим фактором, который влияет на деятельность человека. В процессе такого взаимодействия синхронизируются психические процессы и состояния (память, внимание, мышление, эмоции), формируется определенный стиль поведения. Особенность психологии социальной группы состоит в том, что в процессе взаимодействия членов группы друг с другом в первую очередь каждый член группы обращает внимание на то, чем заняты остальные члены группы. В процессе деятельности группы присутствует усиливающее само себя удовольствие в том, чтобы совершать импульсивные акты, наблюдая, как окружающие заняты тем же самым. Именно эта особенность имела место на Фестивале Иисуса. Нами наблюдались следующие моменты: в начале Фестиваля организаторы подбадривали людей ритмичной музыкой, хлопками, танцами, при этом одобряя зрителей ритмично следовать мелодиям. Постепенно количество танцующих увеличивалось, т.к. люди видели вокруг себя себе подобных. Все большее количество присутствующих людей поднималось, они протягивали руки вверх, ритмично двигались, при этом повторяя движения выступающих. Организаторами одобрялось подобное поведение; и организаторы, и так называемая группа порядка пытались продемонстрировать свободу и раскованность своих действий и поведения. Это позволяет сделать вывод о том, что данное действо делается с целью того, чтобы вызвать у группы возбуждение, кроме того, именно такое поведение "помогает" деиндивидуализации, снижает самоосознание каждого члена группы. Именно этот момент стал начальным для объединения толпы в группу, именно это действо первоначально дало чувство комфорта, именно такие действия влияют на высвобождении энергии.
На втором этапе ораторы предлагали присутствующим стать партнерами богослужения и отдавать свои "десятины". При этом, вопросительные предложения, встречавшиеся в речах выступающих были закрытого типа, т.е. предполагающие ответы либо "да", либо "нет". Это очередной раз доказывает о не поощрении творческого мышления членов группы. Ответ "да" означал "правильное" понимание призывов, приветствование со стороны выступающих, а значит и со стороны Бога, отрицательный ответ означал, потерю слитности с группой, а следовательно потерю чувства комфорта и душевного спокойствия.
На следующем этапе мероприятия, проповедником Г. Мадавой было предложено участникам Фестиваля просить у Иисуса помощи в избавлении от недугов своих. При этом Г. Мадава рассказал каким образом это надо было делать. Люди поднимались, прикладывали руку к больному органу и просили помощи Иисуса в избавлении от страданий. При этом со сцены звучали примерные слова, фразы, которые затем повторяли присутствующие. Участники группы порядка подходили к отдельным людям и проговаривали эти слова сами, вместо этого человека. Большинство людей поднимали руки к верху, закрывали глаза. Они ритмично покачивались из стороны в сторону, находясь в состоянии транса. В данном случае проповедником Г. Мадавой использовался прямой способ убеждения, который имеет место тогда, когда заинтересованная аудитория сосредотачивает все свое внимание на благоприятных аргументах. Такими благоприятными аргументами являлись обещания об исчезновении всех недугов, при условии полного покаяния вместе со всеми и в данном месте. Поведение аудитории подкреплялось красноречием оратора и очевидными добрыми аргументами, кроме того эти аргументы подкреплялись в последствии разными лицами, которые якобы после данного всеобщего покаяния избавились от различных недугов.
Мы считаем, что на процесс деиндивидуализации и снижение уровня самоосознания, которые наблюдались нами в процессе проведения Фестиваля Иисуса повлияли следующие действия организаторов вышеуказанного мероприятия:
• ритмичная музыка
• высокий уровень громкости
• ритмичные движения
• хлопки
• преобладание побуждающих предложений в речи выступающих
• преобладание закрытых типов вопросов в речи выступающих
• четкое указание действий присутствующих
• наличие добрых аргументов подобного поведения
• наличие подкреплений добрых аргументов со стороны аудитории

На основании всего вышеизложенного экспертиза пришла к следующим выводам:
Перечень заболеваний, излечение, которых обещает пастор Г.Мадава, включает в себя те, которые, в первую очередь, предусматривают индивидуальный подход к больному, индивидуальное лечение и консультирование многих специалистов.
Пастор Г.Мадава использует измененные состояния сознания (трансовые) без согласия нуждающихся в излечении людей и не поясняя методику, чем грубо нарушает Закон Украины “Про психiатричну допомогу” и рекомендации Комитета Совета Европы по правам человека.
Пастор Г.Мадава использует психологические формы воздействия в виде директивных установок.
В процессе проведения мероприятия по отношению к группе оказывалось психологическое насилие и манипулирование, направленное на согласие с навязываемыми установками. В частности, такое манипулирование было направлено на согласие с установкой на финансовые пожертвования.
Пастор Г.Мадава проводит массовые излечения без установления диагноза. Поощряет всех желающих самим заниматься исцелением, используя метод так называемого “возложения рук”, что и вовсе переводит такую деятельность в разряд шарлатанской.
Таким образом, люди с нестойкой психической сферой легко попадают под его влияние и контроль сознания, а подобная деятельность подпадает под признаки деятельности тотально-экстремистской секты с использованием специальных психотехник влияния на психику людей, а именно, внушения и введения в трансовые состояния. Это небезопасно для психического и физического здоровья людей и приводит к крайне негативным последствиям для социального окружения.

Преподаватель факультета социальной педагогики и психологии Запорожского государственного университета
Иванова Л.С.

За консультациями по вопросам деятельности различных псевдорелигиозных культов можно обращаться по адресу:
г. Днепропетровск, ул.Дзержинского 29, офис 28, тел.33-73-08
 
Разработка LasPavel