среда
11 июля 2012г.

Английская версия


Группа риска,факторы и уровни риска: тезисы к понятийному аппарату религиоведения - Савельев П.
06.10.2008

             В данной работе  автор исходит из следующего значения основных терминов:

Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) – это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а так же к созидательным нормам и традициям, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку в обществе в целом (внешняя деструктивность), практикующая обманную вербовку и скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении одним лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящихся через неинформированное использование преданных им адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.

Культ – совокупность мистических практик или богослужений (религиозный культ), а  так же  круг людей, объединённых чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, сопровождающейся явным или скрытыми ритуалами. Культ может иметь как благотворительную, так и злокачественную направленность.

Секта – организация или группа лиц, замкнувшаяся в своих интересах (в том числе и культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Для  секты характерно, прежде всего, отъединённость, разрыв или противостояние какой-либо социальной целостности. Считая определения данные доцентом Нарижным наиболее точными и полными для данных терминов, автор видит необходимость введения дополнительных понятий. Необходимость эта проистекает из путаницы и натяжек, возникающих при определении деструктивности или недеструктивности  религиозных организаций, и обидами в адрес учёных – сектоведов со стороны духовенства и верующих таких организаций, требующих «не обзываться». На наш взгляд, разрешить подобные недоразумения  поможет введение в понятийный аппарат термина «группа риска».

Под «группой риска» предлагается понимать религиозные общины и отдельных духовно активных граждан, не проявляющих протиправного и аморального поведения, но находящихся под влиянием обстоятельств, способных вызвать такое поведение, т.е. превратить данную общину либо группу лиц в деструктивный культ.

Необходимое объяснения.

            «Отдельные духовно активные лица» - «внеконфессиональные верующие», самостоятельно практикующие йоги, эзотерики, целители, провидицы, а так же больные, страдающие психическими расстройствами на религиозной почве.

            Основные обстоятельства, стимулирующие превращение религиозной активности в религиозную деструктивность (факторы риска)

1-     отсутствие в общине постоянного контакта с вышестоящим контролирующим органом религиозной организации или полная самостоятельность небольшой общины.

2-     Недостаточная богословская (вероучительная) и светская образованность лидеров и верующих, делающая их восприимчивыми к проповеди деструктивной идеологии.

3-     Появление в общине (либо в кругу общения самостоятельных «Богоискателей») харизматического лидера с недобросовестными, эгоистическими либо откровенно преступными целями. Как частный случай – агента латентной секты, либо экстремистской организации. Возможно назначение подобного персонажа на руководящую должность.

4-     Распространение мимикрирующими  латентными сектами, политическими экстремистами, ищущими поддержки верующих либо отдельных энтузиастами листовок, книг, периодических изданий, при сохранении принятой религиозной символики и риторики, пропагандирующих собственное учение.

5-     А) обилие «чудес», ведений, откровений, пророчеств                                                         Б) примат новых откровений и пророчеств над раннее признанными священными писаниями                                                                                                                                В) участие в интенсивных духовных практиках и чудесах людей, страдающих синдромом Кандинского - Клерамбо

6-     Та или иная форма противопоставления, либо враждебности общины миру. Отверждение светских наук, медицины, образования, законодательства.

7-     Апокалипсические настроения, нагнетающие эмоциональную экзальтацию, в крайней стадии переходящую в психическую нестабильность. Ожидание скорого конца света и т.п.

8-     Противопоставление общины другим общинам и руководителем данной религиозной организации. «Все в ереси», «иерархи-отступники», «богословы заблуждаются».

9-     Идентификация некоторыми проповедниками  послушания слову Божьему с послушанием слову лидера.

10- Гонение со стороны государства  либо инаковерующего большинства, инспирирующие ответную враждебность, могущую привести к силовым противозаконным действиям либо массовому суициду адептов (староверы, «Ветвь Давида», Белое Братство).

11- Наличие в древних священных текстах мест, допускающих истолкование в качестве призыва к действиям, с точки зрения совместного законодательства, противоправным.

12- Низкий моральный уровень, криминализация либо политизация лидера общины.

13- Слабость государственной власти (отсутствие милицейской дубины над головой).

            Факторы 1,2,11,13 –являются предпосылками деструктивного влияния.

            Факторы 3,4,12  - непосредственное деструктивное влияние.

            Факторы 5,6,7,8,10 – могут быть как следствиями и симптомами ДВ, так и предпосылками более серьёзных деструктивных тенденций. .Фактор 9 – может быть как предпосылкой ДВ, так и средством его подавления.

      Уровень риска – в различных общинах, разумеется, широко варьируется. Пункт 11 является общераспространённым. Широкораспространённые пункты 1 и 2 являются предварительными условиями формирования мимикрирующей секты, без которых оно будет остановлено позитивным потенциалом данной религиозной традиции. Пункты 3 и 4 являются внешними угрозами, перед которыми  община может выстоять, а может поддаться. Наиболее опасной видится комбинация факторов 6-12

На основе приведенных факторов риска, воздействующих на общину (отдельного человека), можно выделить следующие основные уровни риска быть втянутыми в деструктивный культ (в порядке возрастания):

 1.  -общины, защищённые от деструктивного воздействия (духовная    

      семинария)- отсутствие факторов 1 и 2.

 

  1. - все люди, не имеющие твердой мировоззренческой (вероисповедной либо атеистской) позиции – рискуют стать жертвой сектантских вербовщиков, в особенности находящиеся в эмоционально подавленном состоянии (жизненные проблемы), либо в силу характера легко внушаемые;                                               
    1. - все религиозные общины, сочетающие п.11 , 1, 2 в особенности верующие малочисленных неканонических православных церквей (ИПЦ, УПЦ-КП, УАПЦ, старообрядцы и др.);
  1. -все религиозные общины (протестантские, католические, православные) практикующие «обновление во Святом Духе» или другие яркие мистические практики (п.5). Впрочем при отсутствии у них пунктов 1,2, 5б этот риск значительно ослабевает.
  2. - Все независимые общины,  хранителем учения в которых являются лишь они сами – старообрядцы беспоповского толка, «свободные церкви» неопротестантов, неоязыческие общины, религиозно активные одиночки (п.1);
  3. - Общины, испытывающие внешнее либо внутреннее деструктивное влияние ( п.3, 4 либо 5);
  4. - Общины, находящиеся под влиянием шести и более факторов (например 1-4, 11,12);
  5. - Тоталитарные деструктивные секты.

Легко заметить, что многие из перечисленных факторов риска характерны для многих вполне респектабельных религиозных общин, а пункт 11- для всех последователей Библии, Торы, Корана, Бхагават-Гиты. Конечно, современные религиозные лидеры учат «приличному» толкованию подобных фрагментов, но в сочетании пп. 3 и 8 при условии 1 и 2 сдерживающие факторы не срабатывают, и под крышей и вывеской традиционной конфессии образуется латентная мимикрирующая секта. 

            Латентная (скрытая) мимкрирующая (маскирующаяся) секта – образование действующее внутри и от имени традиционной, «доброкачественной» религии, но при этом более или менее тайно исповедуя учение и используя практики, не совпадающие с декларируемыми, принятыми в данной религии. Наиболее исторически известной из них является ересь жидовствующих (15 в.), одно время даже проведшая своего кандидата на пост Московского митрополита. По данным некоторых православных священников и общественных противосектантских организаций, подобные образования активно функционируют и сегодня. Латентные секты развиваются по трем основным направлениям:

- вербовка и подкуп морально нестойких священнослужителей (вариант: продвижение своих кандидатов на рукоположение) и захват общин при их помощи;

- внедрение своих активистов в различные общины;

- создание различных околоцерковных организаций, использующих религиозную вывеску, но независимых от религиозного руководства: братств, союзов, общественных организаций, казачьих формирований, издательств, религиозно-просветительских или культурных центров;

- издание и распространение среди верующих печатной продукции с использованием принятой символики и риторики, пропагандирующей собственное учение.

            Аналогичным образом действует политические экстремистские организации: украинский «Тризуб» (ориентирован на использование УГКЦ), черносотенские союзы и братства (Православная Церковь), турецкое «Нуруджу» (крымские мусульмане).

              Особо излюблена латентными сектами малочисленная, а потому малоорганизованная, но духовно авторитетная ИПЦ («катакомбная церковь»). К чести «катакомбных» епископов, «козлищ» они неустанно изгоняют с отлучением и извержением из сана, не смущаясь уменьшением своей и без того скудной паствы. Имена, физиономии и перечень подвигов псевдо-катакомбщиков публикуется на сайте www.catacomb.org . Если же возникновение латентной секты замечено слишком поздно и ее лидер уже успел установить контроль над сознанием верующих, после изгнания он производит раскол и провозглашает себя главой независимой организации. Так было и с «патриахом» Богородичного центра, инвалидом 2-й группы по шизофрении Береславским-Янкельманом (он же «старец Иоанн», отлучен от ИПЦ), с «Апостолом» Нового Поколения А. Ледяевым (отлучен от ЕХБ), и с основателем харизматической «Реформированной Православной Церкви» С. Журавлёвым (отлучён от РПЦ).

            Итак,  группа риска является промежуточным звеном между доброкачественной религиозной организацией и деструктивным культом. В ней находятся как общины традиционных церквей,  рискующие выродиться в культ, так и общины, эволюционирующие от секты к деноминации. Евангельских христиан пятидесятников и адвентистов 7-го дня почти никто из уважающих себя специалистов уже не называет деструктивной сектой, но многие их общины всё ещё находятся в группе риска.

            В группе внеконфессиональных религиозно активных граждан в группе риска находятся прежде всего последователи оккультных традиций, допускающих использование в ритуалах крови и органов животных\человека, а так же наркотических средств – вовсе е обязательно, что они делают это сейчас, но они отнюдь не застрахованы от того что бы «попробовать». Абсолютно не предсказуемыми в   группе являются больные с синдромом   Кандинского–Клерамбо – многие убийцы, в том числе серийные утверждали, что убивали по велению «Голоса», либо в состоянии одержимости чужой волей.

            Организации, находящиеся в группе риска, обладают рядом признаков деструктивных и тоталитарных культов, еще не являясь таковыми. Употребление этого термина позволит избежать многих недоразумений и конфликтов между специалистами-религиоведами и лидерами религиозных общин, так как само понятие «группа риска» не является не оскорбительным,  ни негативным, а лишь предупреждающим. Особо надеюсь, что эти размышления помогут самим верующим и священнослужителям оценить духовное состояние своих общин в случае необходимости принять  соответствующие меры.

           

           

            Важно помнить, что наиболее страшные культы ничем не проявляли своей деструктивности до последнего момента, когда было уже слишком поздно. Таковы Аум Сенрикё, считавшееся до терактов в токийском метро и убийства начальника токийской полиции «обыкновенными буддистами», «Небесные врата», закончившие своё существование поголовным суицидом, до этого считавшиеся в США «обыкновенными христианами», русские старообрядцы, которых сочетание факторов 1, 2, 6, 8, 10 и возможно, 4 подтолкнули к массовым суицидам – ранее неприемлемому для христианского сознания греху.

            Возможно, введение понятия «группы риска» в религиоведении поможет исследователям вовремя обнаруживать опасные тенденции у «обыкновенных христиан и буддистов» и в дальнейшем предотвращать такие трагедии.

 

                       

 

           

          ПАВЕЛ САВЕЛЬЕВ

Литература:

Нарижный Ю.А. Неорелигии как социокультурный феномен  - Д. Юр. акад. МВД 2004-стр. 167-168

 

 

 

           

 
Разработка LasPavel