среда
11 июля 2012г.

Английская версия


Деятельность харизматических церквей
06.10.2008

В современной жизни часто бывает ситуация, когда ваши жизненные установки рушатся, всё, во что вы раньше верили, вдруг оказывается призраком, в душе вдруг образовалась пустота.

И вот тут появляются «они». Предлагают простую, но только им понятную истину, помощь, часто не только свою, но и Божью, объясняют, в чём состоит ваша проблема, принимают вас таким, какой вы есть, создают доброжелательную атмосферу. И всё вдруг, становится как-то проще и светлее…Тех, кто уже пребывает в составе образования, именуемого сектой, переубедить в чём-то практически не возможно. Прозрение приходит само, когда изломана жизнь, потеряны деньги, семья, здоровье.

Что даёт секта адепту?  От иллюзорного заполнения душевной пустоты и предложения очень удобной (на первый взгляд) картины мира, материального благополучия, но только при условии, что вы будете неуклонно следовать кодексу поведения секты (у сайентологов, к примеру), до того самого кайфа от которого «прёт». Пока не начинаешь понимать, что попал куда-то не туда, да и то, если «крыша» становится на место… Они просто нажимают на «болевые точки»: страх (быть «ненастоящим» христианином, не быть в числе спасённых и т.д.), отсутствие жизненных ориентировок и установок, нежелание решать самостоятельно жизненные проблемы. Кроме того, тебе предлагают стать избранным, не таким, как все, а против этого соблазна мало кто может устоять.Исторически у некоторых людей нередко проявляется стремление к сильной руке, которая бы карала и миловала. Попытайся освободиться от влияния «благодетелей», и тут же перед человеком предстанет жизнь со всеми проблемами и трудностями. А справляться с ними в одиночку трудно, гораздо легче переложить ответственность на подставленные плечи – и всё. Ходи себе, молись, славь Господа. Приёмы, использующиеся в сектах, очень близки приёмам сетевого маркетинга. С одной стороны формируется чувство общности, а с другой стороны, отираются люди, откликнувшиеся на код. Замечено, что секта, прежде всего, пытается отсечь своего адепта от семьи именно для того, что бы он не смог пребывать под посторонним влиянием. Как им удаётся убедить человека, что самые близкие ему люди являются воплощением всех бед и плохой кармы.Рассмотрев семейные отношения, практически в любой семье можно найти внутренние, часто не осознанные или скрываемые конфликты и противоречия. Нужно только извлечь эти противоречия и сделать их для человека важными, сконцентрировать на них внимание, внушая при этом, что единственное спасение и помощь человек найдёт в секте. Пользуясь законом о свободе совести, субъекты, свободные от совести, обманывают, калечат психику людей. У нас есть закон, защищающий наше тело, но нет ни единого закона, защищающего нашу душу.Признайтесь честно, знаете ли вы, что такое Веда или Упанишада, чем отличается Шива от Вишну? И вообще, что вы знаете о религии и культуре Востока? По большому счёту ничего.Зато если вы включите телевизор, то увидите, что по одной программе говорят о карме, по другой – об открытии чакр, по третьей – о пробуждении кундалини, по четвёртой о пользе медитации и т.д. То же самое на книжном рынке и в периодике. Вот так, для нас, невежественных, и создаётся мода.   И когда приходит очередной великий гуру, и говорит, что откроет вам чакры, пробудит кундалини, и научит самой эффективной технике медитации эти слова падают на хорошо удобренную почву. Вот так и происходит вербовка в деструктивные псевдоиндуистские секты. Псевдоиндуистские секты начали появляться в середине 20-го века. Практически все основатели этих сект – выходцы из Индии, где преобладает индуизм. Затем они, как правило, эмигрировали в США, где и основали культы, используя отдельные психофизические элементы йоги. Приспосабливаясь к массовой популярной культуре США. Умело используя либерализм демократической системы, эти культы научились принимать профессионально отточенные методы маркетинга и рекламы, разработали структуру организации и методы вербовки.В настоящее время самым опасными являются так называемые харизматические секты. «Официальным» днём рождения харизматических культов можно считать 1 января 1901 г., когда в одной из библейских школ в г. Топика (США, штат Канзас) после длинной ночной коллективной молитвы и наложением рук на голову, одна из учениц, Агнесса Оэмен, начала говорить на незнакомом «китайском языке», после чего эпидемия глоссолалии охватила всю школу. После чего ученики школы создали церкви нового типа по всей Америке, а потом по всему миру. Возникнув в среде пятидесятников, феномен глоссолалии затронул баптистские, менонитские, пресвитерианские, англиканские и даже православные церкви. К концу XX века в мире насчитывалось около 400 миллионов харизматов.Давайте рассмотрим сам термин «харизма» (греч. милость, благодать) – наделённость какого-нибудь лица (пророка, вождя, политического деятеля), действия, символа особыми качествами святости в глазах последователей. У католиков харизмой признаётся «особый дар», ниспосланный Богом кому-нибудь ради блага церкви (например, дар святой, непогрешимость Папы).В социологических работах М. Вебера термин «харизма» использован для обозначения особого типа власти, типа господства, для противопоставления его традиционному, основанному на привычках. Харизматический тип государства основывается на необычной преданности одному лицу (лидеру), в основе которой лежит вера в его святость и высшее предназначение.М.Веберу принадлежит вывод о наличии «харизматического типа религий», характеризующийся наличием стихийно-экстатического начала, включающего магические действия, ритмику, священные танцы и гимны, оргии, экстатические переживания, половую любовь и т.д. – всё, что способно пробудить и поддержать «жизненную силу».«Мы – соль земли. Мы названы Богом царством священников…Он предсказал нам власть, что бы помогли ему в управлении землёй. Мы так же имеем духовное понимание, которое намного превосходит наше естественное понимание» - утверждают идеологи харизматов. В своей работе они широко используют так называемые «таинства». В раннем христианстве совершались только два таинства – крещение и причащение, начиная с IV-V в.в. постепенно были введены  остальные. Большинство протестантских течений признают только два эти таинства, которые рассматриваются, как символические обряды.Ещё один центральный догмат и кульминационный пункт религиозной жизни харизматов, которые главным образом ориентируются на третью ипостась – Святой Дух, есть «Крещение Духом Святым». Обоснованием этого служит текст Евангелия от Иоанна: «Если кто не родится от воды и от Духа не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от духа есть дух… Я сказал тебе: должно вам родится свыше».Таким образом, верующий, благодаря церкви (общине) получивший посвящение свыше, может самостоятельно или коллективно стать обладателем духовных даров. Обоснование этому харизматы находят в Деяниях апостолов. На этом основана их уверенность, что получившие крещение свыше получают силу для эффективного свидетельства и служения. Здесь исток их чувства превосходства над другими христианами, а тем более над атеистами. Глоссолалия – термин для обозначения разговора верующего с Богом на «иных» языках т.е. незнакомых, «ангельских» языках под влиянием на него Духа Святого. («Говорение на языках», как сказано в Библии). Средством достижения этого является особый тип коллективной молитвы, вводящий верующего в состояние предельной экзальтации или транса, когда речь его становится автоматической, он начинает выкрикивать слова, которых нет ни в одном языке, которых сам он не понимает. Понимает только «Дух святой».Харизматы считают, что харизму может получить каждый христианин. Получив «святые дары», истинно верующий может достичь таких же результатов, как и апостолы.Девять даров Святого Духа классифицируется по тройственному принципу:Дары откровения: мудрость, знание, умение различать духов;Дары силы: вера, чудотворение, исцеление;Дары речи: пророчество, глоссолалия, толкование.Учение о «сверхъестественном подтверждении» - ещё один важный догмат. Опираясь на слова Евангелия от Марка, харизматы утверждают, что именем Божьим им дано изгонять бесов, совершать чудеса, брать в руки змей, исцелять больных, принимать смертоносное и оставаться в живых и т.д. Эти качества присущи не только апостолам, но  всем верующим.Учение о «возложении рук» для нисхождения Святого Духа опирается как на Библейский текст, так и на практику пятидесятников начала XXв. Приём возложения рук считается одним из важнейших открытий харизматических общин и главным их преимуществом перед остальными христианами.Учение о прославлении Бога. В знак благодарности они считают необходимым прославление Бога в максимально активной форме: Христу посвящаются гимны, молитвы, песни, стихи, создаются музыкальные и танцевальные композиции. Авторами их, как правило, выступают руководители или члены общины, обладающие соответствующими способностями. Поэтому часто в общинах функционируют ансамбли, хоры, танцевальные группы…Их выступления на воскресных молитвенных собраниях создают атмосферу праздничности.Идеологи харизматов вводят иерархию в структуру Троицы. С небес на землю спускается иерархическая лестница: Бог-отец – Сын-Дух, который и приносит истинно верующим свои дары. Именно такая система обосновывает богоизбранность и человекобожие харизматов.Учение об апостольской церкви, учение об общине как коллективном носителе харизме и учение о  возвращении к истокам раннего христианства связанны самым непосредственным образом. Поскольку церкви как иерархической организационной структуры у ранних христиан не было, все члены общины активно принимали участие в служении, что способствовало нисхождению Святого Духа, то, как считают харизматы, дары Святого Духа даются не отдельным верующим, но собранию в целом.  И употребляются они не просто для личного употребления или удовольствия отдельного верующего, но для преображения жизни всего собрания. Следовательно, необходимо, что бы обитающий внутри верующих Святой Дух проявлялся открыто, публично, сверхъестественно. Неспособность получить дара в молитвенном собрании истолковываются как невежество, небрежность или неверие, отсутствие стремления к полноте воплощения воли Божьей.Учение о «малых богах». Харизма распределяется неравномерно, а согласно табеля о рангах – прежде всего на пастора, потом на его помощников, а затем на рядовых верующих.«Требовательная молитва» - «Здесь и сейчас» - «назови, потребуй и получай» - вера в то, что с помощью молитвы можно заставить Бога выполнить любую свою просьбу.«Патернализм. Теократия» - признание беспрекословности власти пастора, его полномочий контролировать жизнь не только церковную, но и внецерковную, полномочий пастора наказывать за провинности, признание его в качестве высшей и самой авторитетной инстанции.«Торонтское благословение», «святой смех», «божественная радость» - доведение себя до экстатического состояния, в котором человек не может остановить смех, ведёт себя как одержимый.  Некоторым людям с неустойчивой психикой это удаётся с минимальными усилиями. Их способность входить в состояние транса срабатывает очень быстро. Тех же, у кого «рациональная оболочка» достаточно прочна, необходимо провести их по ступени экзальтации, для чего используются:Состояние предельной экзальтации проповедника;Звуки низкой частоты, генерируемые в этот момент музыкантами;Состояние предельного возбуждения и экзальтации верующих находящие по соседству голоса и выкрики тех, кто уже вошёл в транс.Изменённое состояние сознания – очень широкое понятие, которое включает все состояния не похожие на обычные; гипнотический и наркотический транс, состояние, возникающие под воздействием длительной невыносимой боли. Простой пример изменённого состояния – алкогольное опьянение. Человек ведёт себя иначе, но не осознаёт необычности своего нового состояния. Опыта пребывания в таких состояниях у него нет, и, соответственно нет внутренней организованности структуры поведения, поэтому любые предложенные правила поведения, любое столкновение этого состояния человек примет так же, как ребёнок принимает первые слова родного языка, которые станут в жизни его языковым кодом. Для сектанта картинкой мира являются слова инструктора, его интерпретация.Состояния транса бывают разными – это может быть поток образов или, напротив, чисто смысловой поток. В состоянии транса человек попадает в другую реальность, может слышать «голос», который диктует определённые действия. Разубедить человека в этом случае очень сложно, потому что он действительно видит другую реальность. Вопрос в том, КУДА он попадёт и КТО тот, кто диктует ему действия. Ведь сам человек свято убеждён, что всё это истинно, и он слышит голос Бога, или кого-то «оттуда». Если такое «виденье» связанно с сектой, то человек нескоро сможет вернуться в реальность, если вообще сможет.Человек в таком «состоянии изменённого сознания» становится особенно беззащитным к деструктивному влиянию извне. Существует масса приёмов для внедрения внешних программ влияния на подсознание человека, введённого в гипнотическое состояние. Незаметно ввести в транс человека, а внушить ему нужные мысли – это метод, применяемый мошенниками, цыганками-гадалками и сектантскими гуру. Для последующего успешного контролирования сознания необходимы четыре элемента: контроль организации за поведением сектанта, контроль над языком, контроль над информацией. Человеку внушают, что всё его прошлое, до того, как он попал в секту, было сплошной ошибкой. Его подталкивают к разрыву с друзьями, с родителями, если те не являются членами секты (поэтому некоторые секты предпочитают вербовку семьями). Человеку не дают возможности задуматься.  Культовая практика.    Молитва считается в харизматическом движении уникальным источником церковного роста, важнейшим элементом богослужебной практики, ибо Дух Святой снизошел на апостолов именно во время концентрированной продолжительной и пламенной» молитвы. Молитва – дверь к Святому духу. Пророки осуществляют связь с Богом не благодаря святости, а благодаря своей «натренированности в молитвенном деле. Они - опытные молитвенные воины».Так, корейская харизматическая церковь «Церковь Полного Евангелия использует в своей практике такие молитвенные средства:Молитва в огромном зале, вмещающем 10 тис. Верующих.Молитва в пещерах – в полном уединении и тишине.«Телевизионная» молитва – во время просмотра телепередач.«Домашняя молитва» - в домашних «семейных» группах, собраниях, ячейках.

Сами харизматы различают 5 типов молитв:

1.                          «прошение», благодаря которому человек может получить от Бога всё (велосипед, деньги, заграничную поездку, квартиру). Считается, что нужно предельно конкретно определить, какую именно вещь требуется получить. «Не молись вообще. Реши, реши, что тебе нужно и запиши на бумаге…» «Если тебе нужно 10. 000 долларов, проси именно эту сумму. Если тебе нужно 589 долларов и 50 центов, то не проси около 600 долларов, а проси точную сумму, которая тебе нужна.

2.                          «ходатайство» - это молитва за нужды других. Её сила увеличивается пропорционально числу молящихся «ходатаев». Она часто используется в секте для консолидации общины и психологической поддержки верующих, нуждающихся в поддержке. В семейной ячейке она может иметь такую форму: «Дорогой Господь! Помоги нашему сыну в предстоящем экзамене. Пусть он выучит этот предмет так хорошо, что бы смог получить высшую оценку для твоей славы. Аминь!» Если ходатайство используется во время служения, то сооружается «подиум молитвенных просьб», на которой складываются индивидуальные прошения о молитве. Если просьб не много, их объявляет сам пастор.

3.                          «посвящение» - обычно пастор возлагает в это время руки на голову вступающего и просит о снисхождении на него Святого Духа. Иногда бывает, что принимающий посвящение теряет сознание.

4.                          «молитва о Духе Святом» - при которой создаётся установка на переключение сознания в другой «регистр»; а так же серия приёмов самовозбуждения, самоэкзальтации, введение себя в трансовое состояние. Например: «Дорогой Дух Святой, наполни меня сейчас своей силой. Дай мне желание иметь молитвенную жизнь. Помоги мне увидеть нужду и стать добровольцем в твоей молитвенной армии».

5.                          «молитва на духовном языке» - важнейшая задача здесь – научится слышать голос Божий ежедневно. 

Воскресные служения поклонения. 

 Общие молитвенные собрания проводятся, как правило, в воскресенье, в больших арендованных помещениях, например, в кинотеатрах. ДК, актовых залах техникумов и институтов. Вначале – «песенное прославление», а затем – проповедь (она не играет значительной роли). Речь проповедников очень проста, иногда с речевыми ошибками, убогими примерами. Сбор финансов, как правило, обосновывается любовью к Богу: вследствие этой любви Бог обязательно возместит все издержки.«Прославления» создают атмосферу праздничности. Они позволяют доводить верующих до экзальтации. Внешне это напоминает концерт поп или рок музыки, порою дискотеку. Часто на новичков это производит шокирующее действие. «Свидетельства» - в конце каждого молитвенного собрания пастор даёт слово тем, кто может рассказать о каких-либо чудесах, свершившихся за неделю. Верующие рассказывают о чудесных исцелениях, видениях, благодарят общину за молитвенную помощь. Каждое из свидетельств сопровождается шквалом аплодисментов и криками.«Посвящения». В конце, делая паузу, вызывает на сцену тех, кто желает получить «здесь и сейчас» дары Святого Духа, приобщиться к церкви. Пастор читает молитву в предельно экзальтированной форме. За спиной того, с кем работает пастор, неизменно возникает ассистент, страхуя посвящаемого от падения. Бывают случаи, когда посвящаемые теряют сознание, что принимается церковью с восторгом.Символика. Используется харизматами редко, можно увидеть плакаты: «корона» - символ Бога – отца, «крест» - символ Христа, «голубь» - символ Святого Духа. Организация. Наиболее эффективная система здесь «домашняя церковь» или ячейка. Один из идеологов харизматов утверждает: «В нашей церкви более 20 тис. ячеек. Если каждая из них приведёт всего лишь 2 семьи за год, это даст нам ежегодный прирост в 160 тис. новообращённых. И это не считая тех, которые придут ко Христу через телевидение, радио и наши воскресные служения». Харизматические церкви работают «по месту жительства», это одна из главных причин их быстрого роста.Кроме того, проводятся «конференции лидеров» ячеек  с информацией о проблемах общины, причём каждый из них несёт слово божье на соседей, друзей, родственников, знакомых (особенно те, кто попал в беду). Лидеры. В общинах ещё существуют «лидеры прославления», которые могут временно заменять пастора, если он музыкально не образован. Музыкальную часть прославления проводят они. Часто бывает, что «лидер прославления» - жена пастора. Как правило, главы общин – молодые люди около 30 лет со средним специальным образованием, обладающие определёнными актёрскими данными, что позволяет подчинять, манипулировать членами общины. При этом они используют приёмы массовиков-затейников, простые шутки, демонстрируют панибратское отношение к Богу.Члены общины. В среднем численность общины 300-400 человек, 90% из них – женщины, средний возраст члена общины 20-40 лет. По социальному составу это рабочие, безработные, мелкие служащие. Образование – среднее, людей с высшим образованием почти нет. Много матерей, приходящих на собрания с детьми. Наиболее молодые  верующие участвуют в организации и обслуживании собраний: собирают пожертвования, поют в хоре, танцуют…Связь с зарубежными центрами: в своих проповедях пасторы ориентируют на известных западных проповедников, иногда берут за основу их проповеди; члены общины сориентированы на телепередачи западных проповедников; проводятся встречи с представителями зарубежных церквей, которые передают общине одежду, игрушки, музыкальную аппаратуру; организуют поездки в другие города на конференции известных зарубежных проповедников.Харизматические общины не строят для себя молитвенных помещений, в случае, если община строит офис для руководства или представительства, на строительные и отделочные работы приглашаются члены общины. В некоторых общинах организуются занятия для детей по изучению Библии, танцам по песням, созданным в общине. В своей работе экономических и политических проблем в стране они не касаются. Призывают к лояльному отношению к властям. Интересно, что сектант долго и добросовестно трудится на благо культа, довольствуясь самым необходимым, не рассуждая готов выполнить любое указание.Итак, наш вам совет, когда увидите предположительные и единообразные коллективные действия, танцы под молитвенные песнопения в ритме рока. Будьте осторожны, дело не в том, что вы услышите. Вы можете услышать всё, что угодно. Насторожитесь,  когда ваше внимание будут фокусировать на каких-то внешних вещах. Скажут, например, что вы должны почувствовать присутствие Бога, когда будете совершать какие-то действия. Насторожитесь, когда вам скажут, что ваши близкие – это ваши враги. Тут же сразу уходите. Насторожитесь, когда вам говорят, что, дескать, мы - общность, мы – особые, мы понимаем, где истина, а остальные её извращают.Одним словом, именно в современной ситуации, как говорилось в одном из старых фильмов: «На прицеле ваш мозг». 

 

 
Разработка LasPavel