среда
11 июля 2012г.

Английская версия


Стратегия помощи близким, попавшим под влияние деструктивной религиозной организации
31.01.2008

Стратегия помощи близким, попавшим под влияние деструктивной религиозной организации


Если близкий Вам человек сообщил о намерении изменить поведение и посвятить жизнь новой системе верований, Вы волнуетесь, думая, что он, быть может, уже не в состоянии думать самостоятельно. Пытались ли Вы сесть и действительно поговорить с Вашим близким? Пробовали ли Вы улучшить свои отношения с ним? Посещали ли вы группу, читали литературу, говорили с лидерами? Не выяснилось ли, что Ваш близкий не готов сесть и обсуждать эти заботы? Даже когда возникает ощущение, что варианты исчерпаны, остаются альтернативы, ведущие к более эффективному общению и к более счастливому концу.
Прежде чем приступать к его вызволению, необходимо ответить на следующие вопросы:
~ как Ваш близкий там оказался и насколько глубоко вовлечён?
~ каков деструктивный потенциал религиозной организации?
~ каковы конкретно Ваши тревоги и возражения против причастности близкого Вам человека к деструктивной религиозной организации?

Итак, самое главное - это понять адепта. Причины, по которым человек попадает в зависимость от религиозных организаций, это, во-первых, незнание о методах контроля сознания и культах. Во-вторых, уязвимы люди, в чьей жизни сейчас сложный период: развод родителей, ссора или расставание с любимым человеком, потеря работы, окончание учебного заведения, переезд и прочее. Наконец, некоторые люди больше остальных поддаются влиянию. Понимая, что способствовало вовлечению Вашего близкого в секту, можно попытаться справиться с этими причинами.

Следующий важный момент — место жительства небезразличного Вам человека. Если он живет дома, то Вы и другие члены семьи можете беспрепятственно общаться с ним. А также контроль со стороны деструктивной религиозной организации оказывается слабее. Если случилось так, что Ваш близкий живет в изолированной коммуне, оборвавшей связи с внешним миром, Вам придётся искать дополнительные возможности контакта с группой.

Далее необходимо оценить, насколько глубоко близкий человек вовлечён в культ. Новообращённого, находящегося на стадии «медового месяца» в отношениях с деструктивной религиозной организацией, как правило, тяжелее убедить в необходимости уйти, потому что у него с группой связаны главным образом положительные эмоции. С членом группы с
большим стажем на самом деле легче разговаривать, так как он уже пережил разочарование от обмана вроде ложных пророчеств, нарушенных обещаний и лицемерного поведения лидеров. Большинство адептов со стажем также
будет знать людей, в разное время покинувших группу. Вы можете решиться спросить: «Как ты думаешь, есть ли оправданные причины для ухода? Знаешь ли ты кого-нибудь, кто ушёл из группы? Знаешь ли ты кого-нибудь, кто ушёл по обоснованным причинам? Говорил ли ты когда-либо с ними о причине ухода? Готов ли ты поговорить с ними об этом?» Для лучшего понимания произошедших в Вашем близком изменений можно составить портрет его подлинной (докультовой) личности и теперешней изменённой культовой личности.

Затем важным шагом является оценка деструктивного потенциала культовой группы. Признаками деструктивности являются: наличие харизматического лидера; истинность Учителя и Учения; претензии лидера на исключительную мудрость, могущество и духовное совершенство, обман при вовлечении (примером могут служить приглашения на группы по изучению Библии или иностранных языков, на лекции о проблемах молодёжи, на занятия по восточным единоборствам или группы духовно-нравственного развития); использование контроля сознания; разрушение семейных отношений; формирование коллективного мышления; физическая и финансовая эксплуатация личности. Чем фанатичнее верования, чем масштабнее притязания и чем глобальнее пророчества, тем выше потенциал злоупотреблений. Наиболее опасные группы меняют доктрину по прихоти лидера. Теперь, когда оценены причастность близкого человека к деструктивной религиозной организации и деструктивность культа, пришло время посмотреть и на себя, понаблюдать за собственными мыслями и чувствами и постараться лучше понять их. Только тогда Вы сумеете обратиться к близкому человеку так, чтобы он Вас услышал. Для того чтобы прояснить свою обеспокоенность его судьбой, запишите свои возражения против его вовлечённости в культ. Список волнующих Вас вопросов должен охватывать как поведение в целом, так и его специфические проявления. Вот примерный перечень могущих Вас волновать вопросов: здоровье, финансы, радикальное изменение личности (внешность, привычки, стиль общения, отношения, учёба, карьера).


Подготовлено по работам Стивена Хассена
 
Разработка LasPavel